Фэндом

Russian Writers

Хоромы

679статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Хоромы — древние жилые фамильные строения.

Как утверждает исследователь словесности, поэт и писатель А. Погребной-Александров, слово «хоромы», определяемое В. Далем «храмом» — не совсем верно и искажено под религиозным фанатизмом навязанного иноземного влияния на русскую речь и литературу. Земский врач В. Даль, в слоём коллекционном труде о словах народов России, пишет: «Хоромы» — ж. мн. от «Храм», поясняя в то же время, что это «жилые деревянные строенья». Но необходимо обратить внимание, что «хоромы», при производном слове «хор» или «хором» — жить вместе, единой семьёй — не есть «храм»: единственное число в наименовании строения будет также — «хором» (к примеру, — закрома хорома), но уже с ударением на последнем слоге.

Подобные строения, являющиеся историческим свидетельствам зодчества русского народа, являлись пристройками с каждым взрослеющем членом семьи, который создавал свою ячейку рода. Постройка начиналась с возведения одного домика, скита, или даже — землянки, и, конечно же имели единый двор, принадлежащий единому пращуру, на территории которого жили его дети и внуки, правнуки и праправнуки.

Однако хоромы со временем могли реорганизовываться в так называемые «храмы» и иные религиозно-культовые учреждения, в качестве почитания праотца рода и обрядового поминовения его потомками, разделённых временем и пространством на соседние территория и в свои собственные постройки. Также хоромы могли становиться храмами по причине идеологических пристрастий семьи, продолжающей дело предков — последующего владычества одного из последователей рода. Необходимо не забыть и тот факт истории, что наиболее исторически значимые, древние, привлекательные и массивные хоромные строения захватывались «бандами» с посадом наместников, новых князей и царей, а иные — новой церковной властью (или передавались по доброй воли и по обману) переименовывая хоромы в храм. Не секрет современности, что католическая «погоня за ведьмами» на территории Европы носила характер завладения имуществом знатных и влиятельных особ, исповедующих инны веры.

Современное слово, которое можно использовать для определения подобного строения — «семейная усадьба», но ввиду характера построек, используемого строительного материала и планировки (обусловленных современностью) мы не называем эти строения «хоромами». Ну ежели только в шутку, в качестве памяти о прошлом — не имея желания и возможности развивать семейственность в одном месте родовыми поколениями.

Как пишет В. Даль в своих коллекциях — «а хором на том дворе: горница, горенка на мшанике да избушка воротная», что демонстрирует целостность строения — «связь, большое деревянное жилое строенье, просторный дом, домина». Указывая о постоялом дворе «он избу свою продал, хоромы выстроил, стал держать двор (постоялый)», В. Даль путает два разных понятия, намекая на то, что со временем хоромы становятся бизнесом, что обуславливается опустением строения по причине смерти хозяев или отъездом; в данном случае они уже не носят наименования «хоромы» и лишь в говоре народа напоминают о прошлом, зачастую и в ироничной форме.

Также на Фэндоме

Случайная вики