ФЭНДОМ

Фигуры (от лат. figura — изображение). Фигурами называются такие обороты речи, в которых писатель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая под влиянием сильно возбужденного чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответствующее настроение.

Обращение или апострофа Править

Обращение или апострофа. Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т. п. Напр.:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?

(Пушкин)

Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое!

(Народная песня)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?

(Лермонтов)

Повторение Править

Повторение. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла…

(Никитин)

Усиление или градация Править

Усиление или градация. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. « Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам». Демосфен (речь «О венке»).

Противопоставление или антитеза Править

Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики…

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я Бог.

(Державин)

Умолчание Править

Умолчание. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

После предложения Гаврилы Пушкина Басманову перейти на сторону самозванца, у Басманова душевное волнение выразилось в такой форме:

Опальному изгнаннику легконас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле?" (2-е слово Серапиона, еп. влад.)

Восклицание Править

Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде «На восшествие на престол Елизаветы Петровны» речь о делах Петра Великого вдруг прерывает восклицанием:

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым отторжен роком…

Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики