ФЭНДОМ

Рубаи́ (мн. рубайат) (четверостишие) — жанр, форма лирической поэзии народов Блажнего и Среднего Востока. Заимствована из широко распространённого устного народного творчества персов и таджиков. Впервые появившиеся в персидской поэзии 9 в. В древнем иранском фольклоре и в арабо-персидской поэзии (а также поэзии на языке урду) основной единицей строфики являлся бейт. Наиболее распространенной формой использования бейта является четверостишье, которое получило название рубаи или дубейти (то есть два бейта), а также таране — песенные рубаи. Обычно бейт выделяется в стихотворном произведении любого жанра и делится на два полустишья (мисра) с одинаковым количеством слогов. С точки зрения смысла, бейт должен содержать в себе законченную мысль. Как правило, в первом бейте дается посылка, а в третьем полустишьи второго бейта — вывод, закрепленный афористической сентенцией четвертого полустишья.

Обычно четверостишье, состоящее из двух бейтов, рифмуется по типу: а-а — б-а или а-а — а-а (для дубейти возможно также рифмование по типу: а-б — б-а или а-б — а-б). Третья строчка обычно служит в стихосложении медианой. Это явление, называемое цезурой (лат. сaesura — рассечение) является сильной интонационной паузой. Иногда третью строку называют «холостой рифмой». Из русских размеров к метрическому размеру рубаи более всего подходит шестистопный ямб со вставным слогом перед цезурой. Рубаи также снабжены редифом (араб.- буквально: сидящий позади всадника) — тождественными словами, стоящими после основной рифмы. Логическая связь строк в рубаи обусловлена содержанием, логикой философской мысли, и замена хотя бы одного слова из общего состава или же инверсия перемещения строк становится причиной художественной неполноценности стихотворения.

Рубаи отличаются от дубейти и по кругу тем. В народном устно-поэтическом творчестве, а также классической персидской поэзии рубаи являются самым содержательным жанром, в котором при всей конкретности и определенности темы неизменно присутствует обобщающая мысль. Даже любовные темы в рубаи раскрываются не столько через эмоции (это более присуще дубейти), сколько посредством философских раздумий и медитаций.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики