ФЭНДОМ

Па́рапсихоло́гия (производное от греческих слов: παρά para (пара) — вне, около, другая сторона; ψυχή psychē (психо) — душа, наш внутренний мир и разум; λόγος logos (логос) — наука, изложение, изречение; психология — «разговор о внутреннем мире — душевном или духовном состоянии») — внепсихологическая дисциплина, изучающая необычные и уникальные процессы паранормальных явлений в природе, а также способности человека выходящие за рамки «обычных» чувств и реакций организма: способность вступать в связь с силами природы для получения информации о прошлом и будущем, или, влиять на физические и химические реакции по средствам мысли и воли (при помощи «сил своего разума») и отличаются тем, что парапсихологические явления не должны быть вызваны ни одним из известных науке видов энергий. Результаты исследований убедительно свидетельствуют, что парапсихология действительно имеет дело с явлениями, которые тесно связаны с сознанием и психикой человека. Тем не менее, данная область знаний названа парапсихологией для того, чтобы подчеркнуть, что она занимается явлениями, связанными с человеческой психикой, но выходящими за рамки интересов классической психологии.

Предположительно, термин, определяющий область исследований феноменальных или паранормальных явлений, был введён в обращение ещё до 1889 года учёным психологом Максом Дессоиром (Max Dessoir) и вновь применён в трудах 1930-х годов исследователем парапсихологических явлений Д. Б. Рейном (J.B. Rhine), для уточнения научно-исследовательского направления в психической области и указывая существенное изменение отношений к лабораторным методологиям таковых явлений.

Парапсихология включает в круг своих интересов многие проблемы, связанные с общей психологией, биологией, физиологией, кибернетикой, физикой, литературой, фольклором и другими дисциплинами наук; даже математики, химики и философы привлекаются к изучению паранормальных явлений.

История Править

История вопросов в изучении паранормальных явлений уходит далеко в прошлое человечества. Археологические раскопки демонстрируют нам удивительные артефакты сложных приборов и механизмов расчёта времени и движения небесных светил далёких доисторических событий в окаменелостях. Лишь рентгеновские снимки помогают более менее разобраться в структурах механических находок прошлого.

Собираясь в сообщества, но продолжая жить среди животных и растений, постоянно сталкиваясь с природными стихиями и проявлениями, некоторые люди сохранили поведенческие реакции животных, которые послужили развитию или сохранению способностей утраченных большинством сограждан за ненадобностью и подменой средствами общения и речи. Тайны этих явлений и способностей ревностно хранились обладателями и передавались из поколения в поколения лишь избранным. В раннем периоде истории развития человечества были характерны и широко распространены мистические верования и толкования, шаманизм и колдовство, ворожба и гадание, оракульные предсказания и т. п. Именно в этот период зарождались магические науки: алхимия, астрология, геология, медицина и др.

Возможно рассмотреть несколько этапов развития парапсихологии в исследовании и использовании некоторых приёмов, и борьбы с ней в Европе, а также в некоторых отдельных странах и эпохах, под страшным названием дошедшим до современности из манускриптов, книг инквизиции и пересказов в погоне за ведьмами. Культы «языческих» верований воспринимали проявление природных стихий более лояльно, а к людям, обладающим «сверхъестественными» способностями, относились как к прорицателям, ведам и знахарям — ведьмам и ведьмакам — знающим людям. В различных традициях и культурах эти люди были в привилегированном положении общества, как обладатели божественной силы и мудрости. С развитием христианства языческие обряды стали преследоваться, и обладатели необычных сил и способностей приравнивались к связи с нечистой силой, а впоследствии и с сатаной (или дьяволом).

Ещё в IV веке до н. э. первым обобщил опыт познания духовной жизни людей Аристотель, систематически изложивший накопленные факты в трактате «О душе» (рус. пер., 1937). Систематизируя науки, он, прежде всего, выделил среди них физику, а психологию с прочими «второстепенными» науками отнес к метафизике, что означало «после или вне физики». И лишь в ХХ веке психологии был возвращен полновесный научный статус. То же, что не прошло вторичной переоценки ценностей, получило несколько пренебрежительное название «парапсихология».

Во II веке н. э. в одном из найденных папирусов описываются методы гипнотического воздействия на толпу и отдельного человека, известные еще жрецам Египта и Греции. При помощи гипноза управляли массами взбутовавшихся и верующих. Ответы погруженного в гипнотический сон толковались как божественные пророчества. К средним векам приемы первого периода истории гипнозатизма были забыты.

В 1521 году, швейцарский врач Т. Парацельс, первый профессор от сотворения мира, — по словам Герцена, — исследует целебные свойства магнита. «Он излечивает истечения из глаз, ушей, носа и из наружных покровов. Так же врачуются раскрытые раны на бедрах, рак, истечения крови у женщин. Кроме того, магнит оттягивает грыжу, исцеляет переломы. Он вытягивает желтуху, оттягивает водянку, как я неоднократно убедился на практике, но нет нужды раскрывать все это невежам», — писал Парацельс. Немалых успехов Парацельс достиг и в оккультных науках, в частности, в практической магии.

Последователи Парацельса — У. Гельмонт и Р. Флюдд, в 1608 году утверждают, что человек может оказывать влияние на организм и психику посредством таинственной «жизненной силы», истекающей якобы из рук, глаз и других органов тела. Влияние флюида на живое, по их мнению, сродни действию магнита. Впоследствии флюнд был переименован в «живой магнетизм», а лиц, передающих пациентам целительный магнетизм, назвали магнетизерами. Ныне этот феномен приобрел свое первоначальное название. А в 1646 году выходит книга немецкого ученого А. Кирхера «Великое искусство света и тьмы». Описанным в ней «чудесным экспериментом» положено начало учению о «животном магнетизме». Суть знаменитого опыта: крепко взяв курицу в руку, экспериментатор осторожно придавливал ее голову к полу. Через некоторое время курица впадала в состояние расслабления и недвижимости. Из этого подобия глубокого сна ее выводили резким толчком или громким звуком.

Таким образом, в XVII—XX веках, отношение к парапсихологии вновь изменилось и «погоня за ведьмами», в основном, ушла в прошлое. В это время появляется множество исследователей и экспериментаторов необычных по тем временам явлений. Такие всемирно-известные имена как Месмер с его теорией флюидов и «животного магнетизма», Карл Рейхенбах с его «адической энергией», Вильгельм Райх с его «органной энергией» появляются в истории. В 1882 г. в Лондоне было создано «Общество по исследованию психических явлений» во главе с Генри Сидвигом и Францем Антоном Месмером. Среди отечественных ученых, исследовавших проблемы парапсихологии, можно отметить Д. И. Менделеева, В. М. Бехтерева, Л. Л. Васильева.

Парапсихологией и паранормальными явлениями, помимо ученых и священнослужителей, интересовалась власть — политики, разведывательные службы всех мастей, органы государственной безопасности и т. п. Вольф Мессинг постоянно находился под пристальным вниманием органов многих стран и НКВД. Сотрудники спецслужб никогда не сомневались (в отличие от ученых) в его способностях и не случайно книга, которую он написал об опыте своей работы, до сих пор не опубликована. С конца XIX века и особенно усиленно с первой половины XX века и вновь с 70-х годов прошлого столетия, в различных центрах и институтах началось серьезное изучение парапсихологических явлений. При Московском научно-техническом обществе во главе с академиком В. Л. Казначеевым был создан «Комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе». Многие лаборатории и центры были образованы при научно-исследовательских институтах и университетах всего мира, первая из которых была основана в Калифорнийском университете Дж. Мишлофом.

В процессе исследований разработано множество методик, объективизирующих психо-явления (psi-явления) и экстрасенсорные возможности человека, среди которых можно отметить аурографию по П. Ч. Гуляеву, фотографирование энергетическо-пропускной способности человека в виде излучений «биополя» по С. Д. Кирлиану (в поле СВЧ), фиксирование на фото- и кинопленку зрительных галлюцинаций по Г. П. Крохалеву, оригинальный метод фиксации биопотенциалов при телепатическом эффекте американца Стоили Криппиера, дистанционное навязывание информации и поведенческих реакций посредством вживленных электродов португальца Хозе Дельгадо.

Направления исследований Править

Некоторые интересы и направления в изучении парапсихологических явлений:

Особенности Править

Парапсихология является «приграничной наукой» производя исследования в рамках несоответствия стандартным теоретическим моделям, принятым в господствующих областях науки и включает в круг своих интересов многие проблемы, связанные с общей психологией, биологией, физиологией, кибернетикой, физикой, литературой, фольклором и другими дисциплинами наук; даже математики, химики и философы привлекаются к изучению паранормальных явлений.

Научный подход к исследованию паранормальных явлений начался со второй половины XIX века и до сего времени подвергается критике и нападкам со стороны нерадивых представителей науки. Однако, согласно теории академической науки в исследовательской деятельности, предмет исследования является доказанным если в нём имеется повторяемость. Но необходимо заметить, куда отнести большое количество случаев переживания? Сторонники научного метода испытывают затруднения по этому поводу и не могут определить статус данному явлению.

Дрёмы, сновидения, переживания на грани жизни и смерти, явные свидетельства похищений и контактов с представителями неизвестных цивилизаций, телепатия, видение прошлого и предвидение будущего, передвижение предметов под действием разума и силы воли… — лишь некоторые из переживаний, которым должны противостоять учёные. Можно ли применить систематические методы исследований и отчётов к переживаниям? Ведь доказательство сна основано только на опросах и личном видении каждого — никто физически не создал модель сна и не смог повторить его.

Исследования феноменов парапсихологии до сих пор не привело учёных к окончательным выводам об их природе, механизмах, а в некоторых случаях и существованию. Однако, исследования и наблюдения способствовали познанию многих процессов физиологии, психологии, анатомии, физических и химических явлений. Были выявлены психологические закономерности гипноза, идеомоторных реакций, субсенсорного восприятия, феноменальной памяти и вычислительных способностей и т. п.

В настоящее время продолжаются лабораторные и полевые исследования, а также наблюдения, опросы и систематика свидетельских показаний очевидцев в области парапсихологических и паранормальных явлений. По признанию многих научных комиссий, которые оптимально соответствовали критериям строгого научного эксперимента, сделаны выводы, что феномен паранормальных явлений имеет место быть (хотя и не были исключены выявленные обман и шарлатанство среди испытуемых). В 1977 известность обрела история, в которой упоминалось о подтасовках, совершённых членами «Комитета по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях» (КНРСПЯ) США. Физик Деннис Роулинз, бывший одним из соучредителей КНРСПЯ, заявил о подтасовках, которые он обнаружил в расследованиях КНРСПЯ в отношении исследований французского статистика Мишеля Гоклена, опубликовавшего результаты статистических исследований, которые частично подтверждали выводы предсказательной астрологии. В частности, Деннис Роулинз назвал статистические техники, применявшиеся комитетом для проверки исследования Гоклена, «липой»[1].

Сложность в исследованиях паранормальный явлений заключается в том, что эмоциональные настроения и верования человека приводят к недооценке событий, заблуждениям или переоценке свидетельств и их приукрашиванию. Необходимы множественные опросы и анализ свидетельств феномена в неоднократном сравнение статистических данный для выявления подобия и похожести или повторяемости случаев. В нескорых случаях приходится прибегать к формулам и расчётам, психоанализу и гипнозу, врачебным обследованиям, медицинским тестам свидетелей и испытуемых, перекрёстным допросам.

Парапсихологи вынуждены считаться с проблемой консерватизма коллег, представляющих другие науки. Очевидно, сопротивление тому, что требует от нас иного мышления, сопровождает каждое великое открытие. Ламарк говорил по этому поводу:

«Признать новую истину часто труднее, чем её открыть».

Сдержанность некоторых учёных в отношении парапсихологии объясняется не только рациональными причинами (особенностью перед признанием недостаточно обоснованных утверждений), но и порой чисто эмоциональным её проявлением. Открытия, которые парапсихологи явили миру, существенно противоречат общепринятому представлению о природе вещей. Такие факты, как телепатия или прорицание, не укладываются в рамки привычного понимания. Телепатия предполагает коренную переоценку возможностей человеческой личности. В целом можно сказать, что открытия в области парапсихологии окончательно меняют всю картину действительности, разрушают наивный реализм, который закрепощает человеческий дух и который оказывается крайне иллюзорным. Парапсихологические явления противоречат тому, что «современный здравый смысл» считает неизменным и безусловным. В. Ф. Г. Савин в своё время заметил, что каждая теория, удачно объясняющая факты, на которые она опирается, создаёт вокруг себя атмосферу «здравого смысла» данной эпохи. Но знание и познания не стоят на месте.

Парапсихология не противоречит законам природы. Она лишь выдвигает новые тезисы, которые расширяют наши знания, обнаруживая иное измерение мира, обогащая иными законами, которые действуют лишь в особых условиях и проявляются при раскрепощённой деятельности высшей нервной системы.

Поскольку парапсихологические исследования имеют преимущественно теоретическое значение и в ближайшей перспективе не сулят возможности их широкого практического применения, они осуществляются при весьма ограниченной финансовой поддержке. Работы в этой области находятся на стартовых позициях и требуют от исследователей большого энтузиазма. Эта наука предполагает использование достижений смежных дисциплин, а следовательно, разносторонние знания; она предполагает сотрудничество целых коллективов учёных разных специальностей.

Трудно продемонстрировать убедительную обобщающую теорию возникновения парапсихологических явлений, которая бы встраивалась в научную картину мира. То, что в других науках давно стало нормой, здесь, чаще исключение, чем правило. Часто, парапсихологические опыты ограничиваются лишь статистической регистрацией разрозненных происшествий. Как только открытиям в области парапсихологии суждено увидеть свет, о них сразу заявляется в виде немногочисленных записках специалистов или в книгах с небольшим тиражом, которые, к сожалению, непременно теряются в потоке низкопробной «оккультной» литературы.

Заблуждения и догмы Править

Парапсихология не является оккультной наукой и оккультным направлением, хотя и стремится изучить, понять и зачастую случается, что разоблачает некоторые догмы и заблуждения во время своих исследований, а также шарлатанов и фокусников.

Некоторые представители от науки смеются и утверждают, что парапсихология ничего не внесла в развитие науки и является лишь фанатическим проявлением догматиков и вымыслом. Они говорят, что академическая наука не проводит исследования в области паранормальных явлений и «серьёзные учёные не тратят деньги и время на эту ерунду». Они утверждают, что исследования в области парапсихологии характеризуется мошенничеством, обманом и некомпетентностью; исследователи обвиняются в подкупе и настраивании экспериментов в нужном направлении, подтасовке фактов и оценок статистических данных (Alcock 1990; Gardner 1981; Гордон 1987; Hansel 1989; Hines 1990; Hyman 1989; Парк 2000; Randi 1982). Но необходимо заметить, что именно это направление помогло изучить многие проявления психических реакций человека и выделить такое направление в науке и медицине, как психология.

Если большинство ученых объясняют легко наблюдаемые и заметные факты, то парапсихологи пытаются исследовать необъяснимые природные явления и феномены, от которых представители науки увели человечество в сторону обвинений в суевериях и заблуждениях фанатического толка верований и догматических измышлений, в то время как парапсихология пыталась найти научные обоснования для таких необычных проявлений в природе, как предсказание и связь с «потусторонним миром» медиумами.

Научные наработки и методики исследований парапсихологов, разработанные ещё в период основания «Общества Психических Исследований» (Лондон, 1882 год), продолжают применяться учёными до сих пор, а само общество — процветать. Первые участники сообщества стремились отличить психические проявления спиритизма, исследовать медиумов и их действия. Они разоблачали шарлатанов, изучили автоматическое письмо испытуемых, находящихся под воздействием транса и контакта с потусторонним миром душ умерших, наблюдали и исследовали левитацию, анализировали сообщения о деятельности полтергейста и эктоплазмоидных проявлений, проводили опыты. В 1930-ых, Joseph Banks Rhine (1895—1980) проводил психологические эксперименты в Университете Дюка (США). Его исследовательские начинания продолжаются в Рейнском Исследовательском центре при университете и в различных лабораториях по всей стране, где экспериментаторы сконцентрировались преимущественно на непознаваемом сверхчувствительном или экстрасенсорном восприятии (ESP), психокинезе, удаленном ви́дении, астральном проектировании и многом другом. Издаётся более полдюжины журналов по парапсихологии.

Скептики требуют более детального изучения исследуемых процессов и коррекции методологии, конкретизации объяснений и исключения всякого рода «аномальных» толкований в исследуемом процессе. До настоящего времени ни одно из свидетельств наблюдений не было принято научным сообществом, как неподдающиеся объяснению явления. Наиболее активные в своей работе парапсихологи и исследователи признают и допускают трудность пояснений сути феноменов и не пытаются навязать или заставить кого-либо принять их исследования.

Христианские религиозные фанатики, купившиеся на пропаганду прошлого гонения за ведьмами и борьбу с язычеством, продолжают обвинять людей, обладающих паранормальными способностями, в связи с дьяволом. Однако необходимо заметить, что парапсихологические явления нередко становятся частью религиозных церемоний и воспринимаются как чудодейственное вмешательство Бога или сверхъестественных сил в окружающий человека обычный мир. К таким проявлениям относились способности провозглашения пророчеств. В «святых писаниях» различных культур и народов упоминаются подобные явления и способности. «Юродивые» возводились в лика святых, со своими пророчествами и предсказаниями. К мудрецам собирались паломники и о них слагались легенды.

Современные исследования и использование Править

Несмотря на то, что парапсихологические явления представляются нам необычными и противоречат повседневному опыту, в действительности они не противоречат ни одному из открытых законов природы. Все возражения основаны на кажущихся противоречиях. Парапсихологи утверждают только то, что, кроме открытых естественными науками законов, существуют и другие, более сложные, которые действуют лишь при определённых условиях и, к тому же, очень редко. Если принять это к сведению, то придётся признать, что бесцеремонное «априорное» отношение парапсихических явлений является абсолютно ненаучным.

В статье «Кибернетическая антирелигия» советского журнала «Наука и жизнь» (1964 г.) писалось:

«Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что то или иное явление попросту не существует… Неизвестные факты, связанные с человеческой „душой“, должны прежде всего стать предметом исследований, иначе они будут служить основанием для спекулятивных выводов. Наука не знает границ, мы должны как можно быстрее это понять, а поняв, использовать во благо человечеству».

В 1966 году русский астроном в журнале «Наука и религия» писал:

«Для того, чтобы парапсихология могла служить человечеству, необходима немедленная организация научных исследований… и интенсивные рабочие встречи… одним словом, необходимо систематическое исследование этой проблемы всеми доступными средствами».

Всё больше и больше научных статей по парапсихологии появляется в серьёзных научных журналах. Для проверки испытуемых в исследовании паранормальных явлений используются различные физические приборы и сенсорные датчики, а также генераторы случайных чисел. Результаты и эксперименты парапсихологических исследований записываются на аудиовизуальные носители и демонстрируются в научно-популярных и документальных фильмах.

Результаты исследования паранормальных способностей человека находят широкое применение в современном обществе и не только в развдекательной сфере досуга. ЦРУ и американские войска нанимают парапсихологов для разведывательной деятельности и изучения способностей предполагаемых экстрасенсов. К парапсихологическим исследованиям относятся несколько центров и лабораторий в США, включая лабораторию по изучению сна при Маймонидес Госпиталь в Бруклине (Нью-Йорк), центра в Университете Невады (Лас-Вегас), лаборатории исследования аномалий в Принстоне, подразделение перцепционных исследований университета Вирджинии. В Европе главным центром парапсихологии стал Университет Эдинбурга, отдел психологии которого имеет кафедру парапсихологии и издает европейский журнал парапсихологии. Ливерпульский Хоп университет имеет группу исследовании парапсихологии, а Голдсмитский университет Лондона имеет отдел по аномальным исследованиям в психологии.

Аудио-визуальный материал Править

Литература Править

  • Авторы (коллектив учёных)Парапсихология: Проект «Психология-BEST» ISBN 593878106X
  • И. В. Винокуров. «Парапсихология» (М. «Олимп», «АСТ», «Астрель», 2005) ISBN 5170281196, ISBN 573901364X, ISBN 5271108430
  • М. Рицль. «Парапсихология» (Факты и мнения), (Львов-Киев-Москва, «Инициатива», «Ника-центр», «Вист-С», «Алетейа», 1999) ISBN 9665210246 («Ника-центр»), ISBN 5893210336 («Алетейа»)
  • В. Н. Пушкин, А. П. Дубров. «Парапсихология и современное естествознание» (Москва, СП «Соваминко», 1989)
  • Джефери Мишлоф «Корни сознания» (1982)
  • Ф. Ю. Зигел «Вещество во вселенной» (1982)
  • Ч.Хэнзел. «Парапсихология» (М., «Мир», 1970)
  • Б. Д. Кажинский «Биологическая радиосвязь» (М. монография 1962)
  • Л. Л. Васильев «Загадочные явления человеческой психики» (1960)
  • Роберт Т. Кэррол «Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий» («Диалектика» 2005) ISBN 5845908302, ISBN 0471272426

Читайте также Править

Примечания Править

  1. Wilson R. A. The New Inquisition, 1986.

Ссылки Править

Над статьёй работали Править

  • А. Н. Погребной-Александров (определение, текст, фото)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики