Фэндом

Russian Writers

Космополитизм

679статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение1 Поделиться

Космополитизм (от др.-гр. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, человек космосавселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

Другие определения Править

Космополитизм имеет несколько определений, зависящих о политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:

  1. расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества; христианство по своему идеалу космополитично. Неправильно понимается космополитизма как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. (Словарь Брокгауза и Ефрона)
  2. идеология так называемого «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет. (БСЭ)
  3. теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода. (Словарь по общественным наукам)
  4. идеология, которая под прикрытием понятий «мирового государства» и «мирового гражданства» отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма.
  5. идеология так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации.

Определение космополитов Править

Pogrebnoj-Alexandroff.jpg

Космополит, гражданин Мира — поэт Погребной-Александров.

Космополит — свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учёные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).

Вместе с тем имеется мнение, что есть такая категория космополитов, как воинственные космополиты. Эти люди пытаются навязать свою точку зрения тем, кто по их мнению ещё не настолько продвинулся в своей цивилизованности, что до сих пор пребывает в пелене национальных традиций, государственных границ и явно расовых предрассудков. Воинственные космополиты, якобы, навязывают обществу свою точку зрения на общественные отношения и государственное устройство, зачастую делая это насильственным путём.

Но насильственного космополитизма не существует и это значение, зачастую, подменяется и применяется к понятию неонацизма (исключительности нового объединения народов по какому-либо признаку в новое целостное государство).

Космополиты не приверженцы рабской и услужливой идеологии, не стремятся к управлению, влиянию или владычествованию — навязыванию своей идеологии или своего мнения, их не привлекают выборы или назначение на высокие должности, они вне всякой зависимости насильственного объединения и не пропагандируют свою исключительность или приоритеты перед другими людьми ни в каком виде.

Одна из форм стихийного космополитизма — глобализация бизнеса и интеллектуальной собственности, свобода информации и её доступность для любого гражданина мира любого государства (Интернет, электронные энциклопедические словари, кино и телевидение, радио и т. п.), свобода на перемещение и проживание граждан в любой точке планеты, объединение государств.

Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или национальному признакам.

История Править

Diogen.jpg

Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).

Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными.

Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своём смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.

В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в 19471953 годах.

Космополитизм, патриотизм и интернационализм Править

VNovodvorskaya 1.jpg

Современный безродный космополит — Валерия Новодворская.

Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму в том, что считает нации пережитком, вторичными как по отношению к индивидууму, так и по отношению к человечеству в целом.

Весьма часто космополитизм берётся лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.

По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц. Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.

Безродный космополит Править

LTrotskiy 1.jpg

Бывший коммунист, Лейба Бронштейн (Лев Троцкий), ставший безродным космополитом.

Бранное выражение «безродный космополит» появившееся в конце 1940-х годов в советском партийном и пропагандистском лексиконе и применявшееся к интеллигентам, сочтённым представителями антипатриотических влияний (отнюдь не только к евреям[1]). Его автор — А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из инициаторов преследования А. Ахматовой и М. Зощенко). В январе 1948, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, он говорил:

«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом
Год спустя в газете «Правда» появилась редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», отредактированная лично И. Сталиным. В ней говорилось:
«Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят её движение вперёд. Им чуждо чувство национальной советской гордости.»
В статье космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин. В СССР кампания борьбы с антипатриотизмом стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин «космополитизм».

См. также Править

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики