ФЭНДОМ

Okudzh kanon.gif

Булат Окуджава

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (1924—1997) — русский поэт, композитор, прозаик и сценарист.

Автор около двухсот песен, написанных на собственные стихи, один из основоположников и наиболее ярких представителей жанра авторской песни.

Биография Править

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 г. в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси для партийной учёбы в Комакадемии. Отец — грузин, мать — армянка.

Первое место жительства — ул. Арбат, д.43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на вагоностроительный завод. Отец Булата выписал семью к себе на Урал.

После ареста родителей в 1937 — отец был расстрелян в 1937 г., мать сослана в карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 г. — Булат с бабушкой вернулся в Москву.

В 1940 г. Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

Okudzhava 1944.gif

Булат Окуджава. 1944 год

В апреле 1942 г. Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии.

В военных действиях, тем более в боях, участия практически не принимал. Был случайно ранен под Моздоком. Тем не менее, в дальнейшем сознательно эксплуатировал образ "ветерана".

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 г. начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.

C 1955 года — член КПСС.

В 1956 г. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоёвывая популярность.

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

С 1962 — Член Союза писателей СССР.

В 1970 на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Окуджава — автор и других популярных песен для кинофильмов (кинофильм «Соломенная шляпка» и др.)

Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968. С середины семидесятых годов диски Окуджавы выходили и в СССР.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

Arbat-BulatOkudzhava-Monument.jpg

Памятник на Арбате

С начала перестройки Булат Окуджава занимает активную демократическую позицию, участвует в текущей политике.

C 1989 — член-учредитель русского ПЕН-центра.

В 1990 выходит из КПСС.

После 1991 года занимает высокое место в российском истеблишменте: с 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ; с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ.

Также:

  • Член учредительного совета газеты «Московские новости».
  • Член учредительного совета «Общей газеты».
  • Член редколлегии газеты «Вечерний клуб».
  • Член Совета общества «Мемориал».

С начала 90-х живёт в основном в Германии. 23 июня 1995 года состоялся концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 г. Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Сlamart), в военном госпитале.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, ему поставлен памятник.

Общественная деятельность, политические взгляды Править

Известен своими либеральными убеждениями.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993-го года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия»от 11 декабря 1993 года так:

…С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут выяснил, — когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но всё-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова, и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним совершенно не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это — заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это всё можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать — всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!

Вскоре это интервью было процитировано в газете «Подмосковье» — с серьезными купюрами, искажающими смысл высказываний. Были, в частности, пропущены слова о выводе Хасбулатова и других под конвоем, и получалось, что интервьюируемый наслаждался фактом выстрелов. Ссылаясь уже на эту перепечатку, противники поэта неоднократно устраивали ему обстуркцию. Сам же Окуджава прокомментировал свое интервью так: «В газете „Подмосковные известия“ я высказывался против Хасбулатова, Макашова, Руцкого, которых не приемлю. Но не против простых людей».

Выступал против войны в Чечне, за предоставление Чечни независимости. Неоднократно с симпатией отзывался о чеченских сепаратистах. Вот комментарий о Басаеве:

Вы знаете, я не политик и рецептов у меня, конечно, нет. Но я думаю, с этой кровавой и бездарной властью нужно разговаривать очень твердым языком. Вот появился некто Басаев, совершил очень тяжкий поступок, но прекратил стрельбу в Чечне. Наверное этот путь… Я не знаю, что еще можно придумать.

Семья и окружение Править

Был женат. Жена — Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын — Булат (Антон) Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко, с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве.

Входил в узкий круг личных друзей Анатолия Чубайса. Одно из последних стихотворений Окуджавы, написанных перед смертью в парижском госпитале, посвящено Чубайсу и было обнаружено в больнице вдовой Булата Шалвовича Ольгой. Это стихотворение было переправлено вместе с поздравлениями Чубайсу 16 июня, в день его рождения:

А. Чубайсу в День рождения

Надо помнить: день рожденья —
это вовсе не венец,
годовой итог горенья…
Всем известно, наконец,
что в правительственных сферах
полагается при том
как бы спрятанный в портьерах
холостых салютов гром,
ну и прочие примеры
с орденами всех мастей…
А у нас иные сферы —
день приязни и гостей.
Ну, и чтоб жила легенда
о событьи круглый год,
рюмочка интеллигентно
применение найдет.
Как нам жить — узнаем сами.
Мир по-прежнему велик.
Пусть останется меж нами
добрых "Жаворонков" крик.

9 мая 1997,
Париж

Награды, звания Править

  • Лауреат Государственной премии СССР. 1991.
  • Букеровская премия 1994, за автобиографический роман «Упразднённый театр».

Опубликованные произведения Править

Сборники Править

  • «Март великодушный» (1967),
  • «Арбат, мой Арбат» (1976),
  • «Посвящается вам» (1988),
  • «Милости судьбы» (1993), а также повесть «Будь здоров, школяр!» (1961),
  • Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары.- Краков: Польское муз. изд-во, 1970.- 64 с.
  • Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ardis, т.1 1980, т.2 1986.
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора).- М.: Музыка, 1989.- 224 с.

Киносценарии Править

  • «|Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; Постановка: Одесская киностудия, 1965);
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Постановка: Ленфильм, 1967);
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).

Кинематографическая деятельность Окуджавы: работа в кадре Править

Игровые фильмы Править

  • 1963 — Застава Ильича («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М.Горького
  • 1977 — Ключ без права передачи, Ленфильм
  • 1985 — Законный брак, Мосфильм
  • 1986 — Храни меня, мой талисман, Киностудия им. А. П. Довженко

Документальные фильмы Править

  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм);
  • «Мои современники», Ленфильм, 1984;
  • «Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988;
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992.

Исторические романы Править

Библиография Править

  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Сост. Крылов А. Е. ISBN: 5-98557-001-0. М. Булат, 2004

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики