ФЭНДОМ

«…бо ярин я, и не вольно меня ослушаться!»
Файл:Bojare.jpg

Боярин (прарус. «бо яр» — ибо ярый) — одно из древних властных высших сословий знати (вначале жалованное, позднее наследственное) на территории феодальной Руси (до XVII века), которые принимали непосредственное участие в выборях князей на царство; потомки родоплеменной знати, старшие дружинники — вассалы и члены княжеской думы, крепостные землевладельцы.

Сословное обращение: барин, барыня.[1]

Этимология Править

По сообщению словарно-энциклопедических источников — этимология слов, определяющих древнее русское сословие «бояр» не определено. Некоторые из них утверждают, что слово тюркского происхождения… однако, это натянутое пояснение можно было бы принять, если бы славяне и русские были турками (а не наоборот).

  • При рассмотрении этимологии необходимо считаться с тем фактом, что ст.-слав. болѩринъ представляет собой наиболее древнюю форму. Поэтому Ягич (AfslPh 13, 288 и сл.) объяснял из нее др.-русск. бояринъ как результат влияния слова бои; см. также Преобр. 1, стр. XXVII; Соболевский, РФВ 71, 440. Слово боляринъ произошло из дунайско-болгарского (тюрк.) языка, откуда пришло в ст.-слав.; встречается в Беседах папы Григория Великого, Легенде о св. Вячеславе и др.; см. также Брюкнер, KZ 43, 324; 48, 175, который связывает др.-тюрк. boila и ср.-греч. βοιλᾶς, βοηλᾶς (Феофан), βολιάδες (Конст. Багр.), — это популярная точка зрения (см. еще Mi. TEI. 1, 266; аналогично Брандт, РФВ 21, 210). Однако такой путь сопряжен с фонетическими трудностями, о которых см. на быля и Бернекер 1, 72. Реконструируемая Марквартом (Kumanen 26) праформа *bojla äri (тюрк.) также не приводит к желаемому результату. Более удовлетворительно в фонетическом отношении объяснение Корша (AfslPh 9, 492; ИОРЯС 7, 1, 44; 8, 4, 32; 11, 1, 278; см. также Младенов, RES 1, 45 и сл.; Бернекер, там же) из кокандск., башк., тат., туркм., азерб. bajar «хозяин; русск. офицер; чиновник», но это слово, согласно Мелиоранскому (ИОРЯС 7, 2, 283; 10, 2, 82), Каннисто (FUF 17, 144 и сл.), Малову (ОЛЯ 5, 137 и сл.), заимств. из русск. Иначе, но неубедительно, см. Бернекер, там же. Возм., правы Малов (там же) и Младенов (40), указывая источник в д р.-тюрк. bai «знатный, богатый» ±är, то есть «знатный человек», откуда боляринъ получено в результате влияния болии. Доказательство древности формы *бояринъ Корш (AfslPh 9, 492) усматривает — отнюдь не убедительно — в стяженном ба́рин, ба́рыня — из *бояринъ, *боярыни. Несомненно, ошибочна, наконец, этимология Шахматова (AfslPh 33, 86 и сл.) из др.-ирл. bó-aire < bó "корова", aire "господин" (в таком случае было бы *буяринъ; см. против этого Фасмер, RS 6, 196 и сл.). Это мнимо кельтское заимств. отсутствует как раз у зап. славян, которые должны были бы усвоить его в первую очередь.[2]
  • Крылов сообщает, что слово: «…вероятно, образовано с помощью суффикса -арь от существительного бои — „битва, сражение“. В этом случае слово имело первичное значение — „воин“».[3]
  • По этимологическим пояснениям А. Н. Погребного-Александрова:
боярин (бояр, боярыч, боярыня, боярская) — древнее «русское» сложносоставное слово от «бо (ибо) яр (ярый)» и/или «бо (ибо) я „рич“» (богат, знатен, известен, славен).[4]

[[[File:Ruusian_posol_1576.jpg|thumb|450px|center|Русское посольство в Регенсбург в 1576 (бояре, окольничие, дьяки, подъячие). Немецкая гравюра. XVI в.]]

Пересечения Править

  • яр — обрывистый (опасный) берег у реки (водоёма);
  • ярый (яр, ярен, яростен… — ярость) — срывающийся (что есть опасно) Шаблон:Пр;
  • яровые — растения, «рисковано» высеваемые ранней весной (в срываемую от тепла к холоду погоду);
  • боя́рин лесо́в (Мельников 3, 266) — эвфемистическое название медведя.
  • В пересечении с иностранными языками, куда попало слово из прарусского «бо я (арм.яз. „ари — приходить)»;
  • В звуковых вариациях иврита «бо» — приходящий («ба» — приходит), «яр» — лес, «бохэр» (где «х» глухой условный горловой звук между «х» и «г», а огласка «э» звучит «аэ») — избранный, выбранный, отобранный.
  • По гипотезе Ф. Е. Корша о тюркском, а именно кокандском, происхождении пишется, что — существует слово «бајар», означающем «вельможа, знатное лицо».
  • В итальянском — «boiardo», «boiaro»
  • В немецком — «Bojar»

и т. д.

Известное из истории Русского государства Править

История Править

Файл:Bojarin dom.jpg

Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI—IX вв. В X—XI вв. бояре разделились на два слоя: княжеские — княжеские мужи (огнищане) и т. н. земские (старцы градские) потомки родоплеменной знати. В X — XI веках, уже играют заметную роль в управлении, занимают положение сразу после великого князя. До XVI века (установление централизованного государства) бояре являлись вассалами князя и были обязаны служить в княжеском войске. С другой стороны, они имели право сменить сюзерена. Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью.

Влияние бояр, как политическое, так и экономическое, ослаблялось в периоды централизации и значительно усиливалось в периоды феодальной раздробленности. Так, например, оно было огромным в Новгородской феодальной республике, где все вопросы решались при помощи боярских советов, а должность князя была выборной. Похожая ситуация была в XIII веке в Галицко-Волынском княжестве. В некоторых княжествах — Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском — влияние бояр было столь сильным, что там не смогла сложиться сильная великокняжеская власть.

После усиления княжеской власти начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодаловдворян, служащих бояр. Возникли так называемые путные бояре, которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшимися им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий и др.). В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV века было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.

С XV века возникает звание боярина — высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы — совещательного органа при великом князе, позже при царе. Одновременно происходили существенные изменения в составе боярства: царская власть подавляла выступления бояр, сопротивлявшихся централизации, особенно сильный удар по боярам нанесла опричнина Ивана IV. К концу XVII века многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре и дворянство. Поэтому в XVII веке стирались различия между боярами и дворянами, в частности, между наследственным (вотчинным) и поместным землевладением, формально отмененное в 1714 году. Отмена в 1682 году местничества окончательно подорвала влияние бояр. Звание боярин формально не было отменено Петром I, однако с начала XVIII века не было случаев пожалования этого звания кому бы то ни было в России. Последним русским боярином был И. Ю. Трубецкой, который умер 27 января 1750 года.

Боярские чины Править

Файл:Bojarynja.jpg

Боярские чины:

  • Боярин и слуга. Татищев сравнивает этот чин с первым Министром. По мнению князя Щербатова чин Боярин и слуга впервые появился в 1562 году. Первым боярином и слугой был князь Воротынский, Михаил Иванович. По мнению Г. П. Успенского первым боярином и слугой был князь Коркординов, Иван Юрьевич, выехавший из Польши на службу Ивану IV. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» сообщает, что звание слуга было высшей наградой за службу. Древнее выражение страдать за Русскую землю было заменено на служить государю.
  • Боярин и оружейничий ведал царским оружием и оружейной комнатой, а также преданной ей мастерами и художниками. Вначале должность называлась Оружейничий. С 1677 года на эту должность начали назначать бояр, и она стала называться Боярин и оружейничий. Первый боярин и оружейничий был Пушкин, Григорий Гаврилович. В 1690 году должность отменили. Последним боярином и оружейничим был Шереметьев, Пётр Васильевич.
  • Боярин и конюший. Боярином и конюшим был Борис Годунов, поэтому иностранные писатели ошибочно считали должность боярин и конюший высшей должностью для бояр. В ведении боярина и конюшего состояли все царские конюшни и заводы. К некоторым конным заводам были приписаны волости. По сведениям английского посланника Флетчера годовой доход Бориса Годунова на должности конюшего составлял 12 тысяч рублей в год, хотя доход обычного боярина составлял не более 700 рублей в год. Первым боярином и конюшим был назначен в 1496 году Чилядник, Андрей Фёдорович. Последним — Романов, Александр Никитич. После него должность стала называться конюший.
  • Боярин и дворецкий. Первым боярином и дворецким был Сабуров, Михаил Фёдорович, который умер в 1465 году. Последним — Богдан Хитрой. В подчинении боярина и дворецкого состояли все придворные служители. Боярин и дворецкий управлял Приказом Большого Дворца, был главным судьёй, имел право выбирать себе подчинённых. Боярин и дворецкий распоряжался землями, с которых Большой дворец получал доходы. В удельных княжествах были свои бояре и дворецкие. Иван IV подчинил их московскому боярину и дворецкому. Их должности писались по названию княжества, например, Новгородский боярин и дворецкий. Эти должности существовали до Михаила Фёдоровича. При нём княжеские дворцы были объединены с Московским Большим Дворцом. При Алексее Михайловиче Московский Большой Дворец был ликвидирован, должность боярина и дворецкого заменена на кравчего.

Численность бояр Править

Файл:Tsar s bojarami.jpg
Царствование Количество бояр, человек
Иван III от 5 до 21
Василий III до 38
Иван Грозный до 48
Фёдор I Иоаннович до 25
Борис Годунов до 26
Лжедмитрий I до 41
Василий Шуйский до 36
Семибоярщина до 30
Михаил Фёдорович до 28
Алексей Михайлович до 33
Фёдор III Алексеевич до 24 в 1676 году
Пётр I до 51 в 1686 году
до 26 в 1691 году

С приходом к власти Иоанна III, крушении Османской империи, и захвате государства Новгородского и государства Псковского, при подчинении этих территорий Московским княжеством и объединения населения Руси в единое новое государственное формирование под будущем названием «Россия», народное управление «вече» было упразнено и власть бояр стала сходить на нет. С захваченных территорий бояре и иная знать ссылались на поселение в город Москва. Переселение бояр и их семей осуществлялось сроком не менее трёх лет и таковых местные жители называли — «жильцы».

Народные сказания Править

О боярах существует несколько сказаний народных, примет и поговорок:

  • Знатность и богатство боярина по высоте его меховой шапки определяется.
  • Чем длиннее борода боярина, тем знатней он.
  • Выборы на старшинство бояр при помощи блохи определялось: сядут друг против друга и бороды на стол, а посередь между ними блоху сажают — чья борода блохе приглянектся, тот и главнее будет.
  • Многие бояре, хотя и «православны» были, в домашнем уединении молились — средь своих лишь, и в цэркву не хаживали.

Пословицы и поговорки Править

  • Барин-то ты барин, да только я тебе — не слуга.
  • Ты — барин, да и я — не татарин.
  • Не равны бары, не равны и крестьяне.
  • Хоть лыком шит, да барин.
  • Не богат, да славен: тот же барин.
  • Корейский барин: сам орет, сам и пашет.
  • Сохрани Бог от мора, от пожара да от нашего брата, как угодит в бара — говорят крестьяне.
  • Всех денег у бар не оберёшь.
  • Большому барину товар отдай, а деньги после.
  • Что ни лучше али больше барин, то хуже долги платит.
  • Слуги в шелках — бары в долгах.
  • Бары липовые, мужики дубовые.
  • Не кори барин хлебом, а слуга бегом.
  • Каков барин, таков и крестьянин.
  • Барин за барина, а мужик за мужика стоит.
  • Угорела барыня в нетопленной горнице. (о причудах)
  • Кабы барынька не уськала, так бы и барин не лаял.
  • Ай да ты, ай да я, ай да барыня моя! Баринушка, баринок ты мой; барынька моя.
  • Сидит баба-барыня на печке в белой епанечке, — труба.
  • Кто у вас барин в дому? — хозяин.
  • Жить барином, широко, торовато, пышно, по-барски, в изобилии.
  • Полубарин, человек среднего сословия; человек барского, незаконного рода.
  • Барин сел, поворотиться не дает. (шуточное название чирия или болячки на теле)
  • Кабы не барский ум, да не мужичья простота, что б было?
  • Вольному (казенному) просторнее -- барскому спокойнее жить.
  • Барский гнев да барская милость, равно опасны.
  • Барская милость, Божья роса.
  • Коли барский дурак, так и красный колпак.
  • Холоп барского добра не бережет.
  • Душа Божья, тело Государево, а спина барская.
  • Барская ласка до порога.
  • Барская милость — кисельная сытость.
  • Живет барски, по-барски.
  • Барское село, помещичье.
  • Барской работы не переработаешь.
  • Барченок горя не вкусит, пока своя вошь не укусит.

В иных названиях Править

Вариации слова «барин» часто используются во многих названия русского языка:

  • «Барыня» — народная песня и пляска.
  • «Боярка» — меховая шапка.
  • «Барыня» — куст боярышника лат. Crataegus oxyacantha
  • «Бартво» — богатый барский быт.
  • «Барский цвет» — в торговле красным товаром, светло-шоколадный.
  • Барская барыня (род хозяйки, ключницы, наперсницы в барском доме) хаживала не в сарафане, а в юбке и кофточке, шугае.
  • «Барич» — сын барина, родом барин; сын человека, жившего по-барски; привыкший жить праздно и в роскоши.
  • Ба́рченок, барчу́к, барча, барча́та — малолетний барич.
  • «Бариться» (корчить барина) — силиться уподобиться барам по внешности, по приемам, роду жизни и пр., тянуться за барами;
  • «Барничать» — то же что и «бариться», но более укорно — обличая в тщеславии.
  • «Барить» (южн. зап. «бавить») — задерживать, заставить мешкать.
  • «Барствовать» — быть барином, господином, владельцем, полным хозяином; повелевать, распоряжаться в раздолье.
  • «Барщина» — повинность; вотчина, барское именье; все барское вообще.

Литература Править

  • Веселовский С. Б., Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М.: Наука, 1969.
  • Зимин А. А., Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. — М.: Наука, 1988.
  • Успенский Г. П., «Опыт повествования о древностях Русских». Харьков, 1818. стр. 156, 280, 281
  • Ключевский В. О., «История сословий в России», Соч., т. 6, М., 1959;
  • Павлов-Сильванский Н., «Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства», СПБояре 1898;
  • Греков Бояре Д., «Киевская Русь», М., 1953;
  • Тихомиров М. Н., «Древнерусские города», 2 изд., М., 1956;
  • Зимин А. А., «О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI вв.», в сборнике: Исторические записки, т. 63, М., 1958.

Ссылки Править

Файл:Morozova.jpg

Примечания Править

Данная статья была составлена по научным изысканиям и пояснениям русского учёного, поэта и писателя XX—XXI вв., публикуемого под псевдонимом — А. Н. Погребной-Александров (Pogrebnoj-Alexandroff), на основе этимологических размышлений и лингвистических вариаций народов, миграции населения и словарно-звуковых заимствований в русской и иностранной словесности, а также по историческим архивным и литературным источникам связанным с вопросами образования Руси, государства Российского и самого «русского народа»: использованы материалы с историческими упоминаниями от современности до далёкого прошлого — много ранее XV (IX—XIII) стилетия. Статья выделена в авторское пространство в виду нестыковок во мнении автора с мнением некоторых представителей административного состава словарно-энциклопедического проекта по причине не владения ими исторической и правдивой информацией в данном вопросе и с пристрастием относящихся к коммунистическому влиянию с «апрично-чикистскими зачисткам» прошлого, что привело к постоянному «вандализму» статьи Боярин.

  1. По пояснениям А. Н. Погребного-Александрова, сословное обращение являлось сокращением от «бо ярин» с заменой «бо» (ибо) на восклицание (восторга, радости и удивления) «Ба!»
  2. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  3. Этимологический словарь Крылова
  4. И вновь о русской словесности

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики